Франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, при котором одна компания (фирма), а в некоторых случаях и государство (франчайзор), дает возможность работать под своим именем иным экономическим объектам (франчайзи). Буквально это происходит следующим образом: только сформировавшаяся фирма вступает на рынок уже с известной потребителям продукцией.
Преимущество данного способа ведения бизнеса заключается в минимизации рисков для обеих сторон. Так, новой компании не придется тратить средства на раскрутку своей продукции, а фирма, которая позволяет работать от своего имени, получит стабильную оплату (ежемесячную).
Самые известные примеры успешного мирового франчайзинга:
Наиболее известным примером успешного франчайзинга является компания «Зингер». Компания, занимающаяся выпуском швейных машин, оформила франшизу еще в 1851 году. В данном случае целью франшизы являлось прекращение войны между производителями одинаковых товаров. Так было организовано «Объединение швейных машин». Между производителями машин были распределены дистрибьюторские права. Зингера по праву можно считать успешным предпринимателем. Благодаря этому человеку была создана сеть, продукция которой с успехом продавалась по всему миру.
Самым старым видом франчайзинга можно назвать автомобильный бизнес. Его ярким представителем является компания «Дженерал Моторс». Развитию франчайзинга в данном случае послужила банальная ситуация. У компании просто не хватило средств на то, чтобы развить собственную розничную сеть. Компания приняла решение реализовывать свои машины через дилеров. Франчайзи «Дженерал моторс» стали владельцы магазинов, которые занимались продажей велосипедов.
Еще одной известной франшизой является компания McDonald’s. Данный тип франшизы можно назвать классическим. Возникла эта франшиза в 1955 году. Основателем франшизы выступил Рэй Крок. Именно он открыл первый ресторан, в котором подавали знаменитые гамбургеры. Рэй изначально занимался продажей оборудования для производства мороженого сети McDonald’s. Первым фактом, который его поразил, явилось огромное количество клиентов сети. Люди стояли в огромных очередях, чтобы купить обычный гамбургер. С этого момента предприниматель решил сосредоточить все свои силы на создании сети ресторанов по всему миру. И, естественно, сделать он это желал за счет таких же предпринимателей.
Сегодня мировые статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно порядка 85% предпринимателей по различным причинам закрывают свой бизнес. В тоже время франчайзи прекращают свою деятельно намного реже (лишь 12% в год).
Какие выгоды несет в себе франшиза?
Франчайзинг для компании, которая разрешает использовать свое имя (ее называют франчайзором), является не только выгодным финансовым предприятием. Дело в том, что при помощи франшизы можно без особых усилий сделать свою марку известной во всем мире. По сути, это огромная экономия капитала и трудового потенциала. При этом франчайзор не рискует собственным капиталом.
Франчайзор не беспокоится о том, как идут дела у новой точки. Также ему не приходится решать управленческие проблемы, которые связаны с ее развитием.
Поскольку у каждого франчайзи (предприятия) есть своя территория, на которой он ведет деятельность, то он максимально заинтересован в развитии собственного бизнеса. В данном случае происходит пропуск этапа, когда необходимо нанимать руководство для управления отдельным представительством сети.
Поскольку для развития бизнеса франчайзору не нужно вкладывать деньги, то оно происходит стремительно.
Франчайзинг несет множество преимуществ и для франчайзи. Во-первых, франчайзи становится не работником сети, а полноценным владельцем ее части. Франчайзи получает уже готовую нишу для ведения собственного бизнеса. При этом он получает и все положительные качества продукции, которую будет представлять на рынке. Как правило, франчайзинг подразумевает возможность пользоваться известными брендами, а это означает, что франчайзи не придется тратиться на рекламу.
Стоит заметить, что франчайзор всячески помогает франчайзи. Он передает различные методические материалы, которые оказывают существенную помощь в ведении бизнеса. По сути, франчайзор передает секреты успешного ведения бизнеса. Он делится контактными данными поставщиков, учит работать с оборудованием, а также рационально использовать сырье. Франчайзор в любое время проводит консультации, которые могут понадобиться франчайзи. При этом, в случае возникновения трудностей, франчайзор также может оказать своевременную помощь. Иногда франчайзор выступает поручителем в банке, если франчайзи понадобятся кредитные средства на развитие бизнеса.
Преимущества франчайзинга очевидны. Сегодня во всем мире принято считать франчайзинг одним из самых надежных и стабильных способов вести собственный бизнес. Это подтверждают компании, которые известны на весь мир своими франчайзи. По сравнению с обычным предпринимательством, франчайзинг существенно выигрывает. Суть франчайзинга заключается еще и в мощнейшей системе обучения правильному ведению бизнеса. Так, ни в одном учебном заведении мира предприниматель не сможет получить тех знаний, которыми с ним делится франчайзор.
Франчайзинг имеет особое значение и для развития экономики в целом. Так, он существенно повышает культуру ведения бизнеса. Благодаря этому процессу в конкретной стране происходит создание большого количества новых рабочих мест.